По следам зимнего сезона Креатив-боёв

Перефразируя известные слова Аристотеля, можно сказать: "Нет царского пути в ТРИЗ". Долгое время единственным инструментом решения творческих задач - задач, не имеющих эффективных механизмов решения, - был "метод проб и ошибок". Еще в сороковых годах Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: "Как без многочисленного перебора вариантов решения проблемы выходить сразу на сильные решения?". Справиться с этой задачей позволяют три принципа, лежащие в основе ТРИЗ.

1. Принцип объективности законов развития систем - строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.Отсюда: сильные решения - это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.2. Принцип противоречия - под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий - скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов.Отсюда: сильные решения - это решения, преодолевающие противоречия.3. Принцип конкретности - каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеет особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними - теми, на которых строится система, и внешними - той средой и ситуацией, в которых находится система.Отсюда: сильные решения - это решения, учитывающие особенности конкретных проблемных ситуаций.Так возникла методология преподавания ТРИЗ, которая непрерывно развивается. Тризовская система обучения охватывает все возрасты, начиная с детсадовского.Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причем нестандартно, неординарно. Вот, например, простой, но наглядный случай, произошедший в семье тризовцев. Мальчик восьми лет оказался перед дверью, закрытой сестрой изнутри. Как войти в комнату? Применить силу? Поднять крик? Он сформулировал более идеальное решение: сестра сама должна открыть дверь. Мальчик подошел к двери и крикнул сестре: "Я тебя запер!" Через несколько секунд она сама распахнула дверь, освобождая себя из "плена".Данная технология требует усилий и времени на освоение. Поэтому эффективное использование теории и ее прикладных технологий возможно только после серьезной и длительной подготовки.Такая подготовка педагогов происходит ежемесячно в рамках РПГ «ТРИЗ». Данная районная проблемная группа является самой многочисленной и востребованной в районе. Так, 11 марта 2020 года, на семинар приехало более 15 педагогов из разных ОУ района, чтобы проанализировать итоги конкурса и освоить приемы решения задач. В совместном обсуждении были выведены объекты анализа: деятельность детей, деятельность педагогов, деятельность членов жюри и модераторов, качество предлагаемых на конкурс задач. Ресурсами для анализа стали: работы детей, наблюдения участников игр (учителя, члены жюри, модераторы) и аналитическая справка по итогам конкурса. Групповое обсуждение получилось «жарким» и самокритичным. Как отметили педагоги, в первую очередь, качество игры/ответов детей зависит от качества подготовительной работы со стороны педагогов. Только обученные педагог, сам владеющий, например, ДАРИЗ, может обучить данному алгоритму решения задач детей. Поэтому вторая часть семинара была максимально практической. Начали с решения задач методом «Системный оператор», посмотрев видеоурок «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР. МНОГОЭКРАНКА. АНАЛИЗ» и выполнив решение конкурсной задачи. Также была решена задача с помощью ДАРИЗ с разбором типичных ошибок детей.Надеемся, что в весенней серии игр мы сможем увидеть яркую, захватывающую игру сильных команд.


Печать