Урок ВоспитаниЯ

В декабре 2020 года на территории Березовского муниципального округа Пермского края стартовал конкурс «Урок ВоспитаниЯ». Актуальность конкурса обусловлена Президентской инициативой 2020 года (она получила второе название - новый закон о воспитании детей), определяющей воспитание как приоритет современного российского образования.
Предметом Конкурса являлись урок/учебное занятие, внеурочное занятие, внеклассное занятие, непосредственно образовательная деятельность (НОД)/занятие кружка в детском саду, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта, построенные на основе современных образовательных технологий, направленные на реализацию воспитательного потенциала мероприятия.

Конкурс проводился по следующим номинациям:
• дошкольное образование- 5 участников
• начальное общее образование – 4 участника
• основное общее образование – 6 участников
• старшая школа – 1 участник
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
В условиях пандемии материалы конкурса представлялись участниками в виде видеозаписи урока и его технологической карты.
В номинации «Дошкольное образование»
«Опережая важное событие – написание и внедрение Программы воспитания в образовательных учреждениях Березовского муниципального округа, методисты МБОУ ДПО «Березовский ИМЦ» организовали конкурс профессионального мастерства «Урок ВоспитаниЯ». И, несмотря на термин «урок» в названии конкурса, в нем комфортно расположилась номинация «Дошкольное образование». Ведь именно в детском саду реализация программы идет в ходе ВОСПИТАТЕЛЬНО-образовательного процесса.
Итак, в привычном за последнее время формате (дистанционном), завершая календарный год, состоялся конкурс «Урок ВоспитаниЯ». В этом году номинацию составили пять конкурсанток из разных детских садов села и округа. И это не просто участницы, это воспитатели – носители содержания абсолютно разных программ и разных подходов к организации детской деятельности:
Елена Сергеевна Пирожкова представляет программу «Детский сад – дом радости», Галина Юрьевна Ощепкова и Татьяна Валерьевна Ившина представляют программу «Радуга», а также МБДОУ «Березовский детский сад»; Елена Владимировна Щербакова представляет программу «От рождения до школы», а также СП детский сад МБОУ «Дубовская ООШ»; Дарья Юрьевна Мясникова представляет программу «Мир открытий», а также СП МБОУ «Березовская СОШ №2 Березовская начальная школа – детский сад».
В конкурсных материалах участниц были отражены принципы, подходы и традиции тех программ, которые они реализуют со своими воспитанниками. И стоит заметить, что они весьма отличаются. А вот объединяли в этот раз воспитателей - ПРИОРИТЕТНЫЕ воспитательные задачи: учить детей проявлять сочувствие, стремление помочь близким, воспитывать уважение к взрослым людям, бережное отношение к себе и окружающим, вызывать чувство патриотизма и др.
Проявлять профессионализм, «жонглируя» разными приемами и технологиями, создавать проблемные ситуации для развития ребенка, решать креативные задачки и, в тоже время, поддерживать детский интерес и активность, удалось всем участницам, в той или иной степени.
1 место - Галина Юрьевна Ощепкова, воспитатель МБДОУ «Березовский ДС»
2 место - Дарья Юрьевна Мясникова, воспитатель СП МБОУ «Березовская СОШ №2 Березовская начальная школа – детский сад».
3 место – Елена Сергеевна Пирожкова, воспитатель МБДОУ «Березовский ДС»
Хочется верить, что, решая ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ задачи с детьми, мы осознаем, что в стенах детского сада носитель ВоспитаниЯ, это точно «Я»!
О.В. Лашова, член жюри

Номинация «Начальное общее образование» была представлена 4 участниками: Лена Айратовна Грачева, учитель немецкого языка МБОУ «Кляповская ООШ», Ольга Александровна Кобелева, учитель математики МБОУ «Переборская ООШ», Татьяна Валерьевна Штин, учитель изобразительного искусства МБОУ «Дубовская ООШ», Наталья Александровна Булатова, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ЦДТ». Форматы были представлены разные: урок, внеурочное занятие, учебное занятие. Каждый формат имеет свои специфические особенности, однако, по требованиям конкурса, в приоритете – воспитательная задача. Задача должна быть осознаваема детьми, находить свое решение в детском эмоциональном отклике, размышлениях, дискуссиях, исследовании, в вопрошании, … . Свершилось? Члены жюри в составе: Светланы Анатольевны Мичковой, Галины Александровны Маракулиной, Екатерины Анатольевны Петровой, Валентины Максимовны Дурмашевой, дать утвердительный ответ на этот вопрос не смогли. Реализовать конкурсную задачу воспитания смогли только два участника: Л. А. Грачева с уроком немецкого языка «Наши немецкие друзья готовятся к Рождеству» в 4 классе и Н.А. Булатова с учебным занятием «Удивительный мир насекомых». Они, соответственно, и заняли 2 и 3 место. Поздравляем призеров конкурса!
2 место - Лена Айратовна Грачева, учитель немецкого языка МБОУ «Кляповская ООШ».
3 место - Наталья Александровна Булатова, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ЦДТ».
В номинацию «Основное общее образование+ старшая школа» было завалено 7 участников: Борисова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Березовская СОШ №2", Зыкова Марина Борисовна, учитель ОРКСЭ МБОУ "Березовская СОШ №2", Гаряев Линар Ильдарович, учитель физической культуры ФМБОУ "Березовская СОШ № 2" Сосновская ООШ, Шаравьёва Елена Аркадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Кляповская основная общеобразовательная школа", Старкова Елена Михайловна, социальный педагог МБОУ "Березовская СОШ №2", Заболотных Елена Геннадьевна, пПедагог-библиотекарь МБОУ "Березовская СОШ №2", Гостева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Центр детского творчества".
«Конкурс показал, насколько педагоги школ используют, наполняют воспитательный потенциал урока, занятия, классного часа. Задача трудная, но стремиться к тому, чтобы учебное занятие носило и воспитательный характер, необходимо. На занятиях члены жюри увидели формы групповой работы, направленной на учебное сотрудничество учащихся, приёмы, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, через создание проблемных ситуаций для обсуждения в классе, через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.
На мой взгляд, недостаточно на уроках использовались интерактивные формы работы с учащимися, слабо продемонстрированы навыки публичного выступления учащихся перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, навыки исследовательской деятельности. Напоминаю, что наша команда оценивала работу номинации «основное общее образование и старшая школа». А ещё, нам надо учиться качественно делать съёмку открытых занятий (это не относится к съёмкам Цветова А.Н., инженера ИМЦ). Оценивало видеоуроки жюри в составе: Ирины Михайловны Кладницкой, Ольги Вячеславовны Зерниной, Надежды Геннадьевны Титовой.
Поздравляем победителей и призёров номинации:
1 место - Борисова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Березовская СОШ №2";
2 место - Зыкова Марина Борисовна учитель ОРКСЭ МБОУ "Березовская СОШ №2»;
3 место - Гаряев Линар Ильдарович, учитель физической культуры ФМБОУ "Березовская СОШ № 2" Сосновская ООШ;
3 место - Шаравьёва Елена Аркадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ "Кляповская основная общеобразовательная школа"
О.В. Зернина, член жюри

Размышляя об итогах муниципального конкурса «Урок ВоспитаниЯ», уместно привести высказывание Е. Ильина: «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
В преддверии Нового года желаем всем педагогам полета творческой мысли, новых идей и их воплощения, здоровья и удачи, терпения и сил, уверенности и вдохновения, красоты и очарования, заботы и внимания, настоящих чудес и больших успехов!

Валентина Дурмашева, методист ИМЦ, организатор конкурса


Печать