Проблемы новой должности «Педагог-библиотекарь»

24 июля 2011 года вступил в силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 № 448н, официально закрепивший введение в общеобразовательных учреждениях должности «педагог-библиотекарь». Однако это, казалось бы, однозначно позитивное для школ событие породило ряд проблем, которые поставили перед директорами вопрос: «А стоит ли сейчас вводить эту должность в штатное расписание?»

А.И. Ломов, почетный работник общего образования РФ.
ж. Практика административной работы, №7.2011г.


После того как Министерство здравоохранения и социального развития РФ разместило на своем сайте проект квалификационных характеристик по новой педагогической должности «педагог-библиотекарь», журналом «Директор школы» был проведен опрос читателей по теме «Какой вы видите деятельность школьного педагога-библиотекаря?» (см. http://www.direktor.ru, раздел «Вы — эксперт»).
Итоги опроса показали, что подавляющее большинство его участников считают целесообразным введение но¬вой должности, поскольку она позволяет официально передать библиотекарю ряд функций учителя, ориенти¬рованных на формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников и информационное обеспечение участников образовательного процесса.
Однако уместно напомнить, что квалификационные характеристики являются лишь основой для разработки персональных должностных инструкций. Поэтому руководитель каждого образовательного учреждения вправе произвести «уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях» (п. 5 приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 7б1н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), а также «расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой» (п.6 упомянутого приказа) без изменения наименования должности. Таким образом, даже до введения новой должности руководитель имел законное право определить функционал библиотекаря (заведующего библиотекой) в объеме, необходимом для своего конкретного общеобразовательного учреждения. Другими словами, и ранее содержательная часть деятельности библиотекаря зависела не от его квалификационной характеристики или взятой откуда-либо типовой должностной инструкции, а от использования руководителем школы права самостоятельно разработать индивидуальную должностную инструкцию.
Вступивший в силу 24 июля 2011 года Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 № 448н официально за¬крепил введение в общеобразовательных учреждениях должности «педагог-библиотекарь», исполнив заветную мечту школьных библиотекарей — быть причисленны-ми к категории педагогических работников. Казалось бы, свершилось!
Однако произошло все по пресловутому правилу «Хотели как лучше, а получилось...». Установив педагогу-библиотекарю соответствующие обязанности, «забыли» внести соответствующие изменения в нормативные акты, предоставляющие социальные гарантии и компенсации, преду-смотренные для педагогических работников. И в очередной раз возникли правовые коллизии.
Во-первых, конкретная продолжительность сокращенной рабочей недели педагога-библиотекаря По¬становлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «0 продолжительности рабочего времени (норме часов пе¬дагогической работы за ставку заработной платы) педаго¬гических работников» не предусмотрена, а минимально сокращенная продолжительность рабочей недели (36 часов), определенная ст. 333 Трудового кодекса РФ для всех педагогических работников, ему не может быть установлена, поскольку новая должность не внесена в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).
Во-вторых, педагогу-библиотекарю не установлена про-должительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (ст. 334 Трудового кодекса РФ), поскольку не внесены изменения в Постановление Пра¬вительства РФ от 01.10.2002 № 724 «0 продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».
В-третьих, педагог-библиотекарь не может восполь¬зоваться правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения им пенсионного возраста (ст. 55 Закона РФ «0б образовании»), поскольку эта должность пока не внесена в соответствующий Список (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «0 списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пен¬сия по старости, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначе¬ние трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона „0 трудовых пенсиях в Российской Федерации"»).
В-четвертых, педагог-библиотекарь не может воспользоваться правом педагогического работника на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям (Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «0 порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»), поскольку наименования этой должности нет в профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников (Приказ Минздравсоцразвития от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»), на которую распространяется Порядок аттестации.
И, наконец, в-пятых, при использовании отраслевой (новой) системы оплаты труда возникает проблема определения базового должностного оклада педагога-библиотекаря, поскольку новая должность не отнесена ни к одному квалификационному уровню профессиональ¬ной квалификационной группы должностей педагоги¬ческих работников (Приказ Минздравсоцразвития от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональ¬ных квалификационных групп должностей работников образования»).
Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что до разрешения всех указанных выше правовых кол¬лизий директору не следует спешить с введением но¬вой должности в штатное расписание своего образова¬тельного учреждения. В противном случае руководителя школы могут ждать судебные тяжбы по поводу предо¬ставления педагогу-библиотекарю социальных гаран¬тий и компенсаций, предусмотренных для педагогиче-ских работников.


Печать