Март 20 2017

I место в районном конкурсе творческих работ «Время творить» в номинации эссе «Есть такая служба» заняла команда лидеров школьной службы примирения «Позитив» Переборской школы, которой руководит педагог – психолог С.В. Бражникова.
«Позитив» - так мы назвали школьную службу примирения Переборской школы. Это 9 ребят, 1 взрослый специалист. Наша эмблема – воздушные шары как символ радости, лёгкости, полёта, удовлетворения, когда удаётся конструктивно разрешить конфликт. 
Наша служба примирения в первую очередь опирается на общечеловеческие ценности - уважения, вежливости, принятия и использует восстановительный подход. 
Восстановительный подход (ВП) предполагает иной взгляд на человека, совершившего проступок или правонарушение: не клеймение и применение карательных мер, а обращение к позитивным ресурсам человека, обращение к его ответственности перед пострадавшей стороной.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но не каждый может найти выход, как исправить сложившуюся ситуацию. Труднее в таких случаях приходится детям, так как у нас, по сравнению со взрослыми меньше опыта. Задачей медиатора ШСП в работе с такими случаями становится создать такие условия, в которых подросток начнет думать сам, а не думать за него, не навязывать свое решение.
Восстановительные программы представляют собой четко выстроенный алгоритм действий и изначально определяют нейтральную позицию ведущего программы. Это позволяет действовать более организованно и точно знать, на какой результат нацелена работа.
Чаще всего в нашей школе ведущие восстановительных программ, сталкиваются с конфликтами «подросток – подросток» (90%), и такие конфликты уже разрешают медиаторы-школьники.
Программы примирения между подростком и взрослым, между учителем и учеником, программы между группами подростков ведёт взрослый специалист.
Наши родители тоже знают о деятельности школьной службы примирения и обращаются в ШСП. Эти строки из эссе «Есть такая служба» лидеров ШСП Переборской школы.
Двадцать две восстановительные программы с положительным результатом проведено ШСП «Позитив» за 2016 год. Самостоятельно учениками школы, активистами ШСП, отработано 7 случаев без помощи руководителя.
Для решения разного рода конфликтов школьные службы применяют следующие программы - программа примирения, программа заглаживания вреда, школьная и семейная конференции, круги сообществ.
Одной из эффективных форм восстановительных программ, является «Круг решения проблем», который способствует подключению к решению проблемы всех заинтересованных людей и обеспечивает их активное участие в обсуждении ситуации и принятии решения.
Главная особенность «круга» - наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга. Вот реальная конфликтная ситуация, которую решили специалисты ШСП Переборской школы.
Ученик 4 класса стал нарушать дисциплину на уроках и переменах, агрессивно относиться к одноклассникам. В ходе беседы Валера рассказал о том, что его после школы обижают одноклассники. Валере и его маму пригласили в школьную службу примирения. Они согласились.
После этого руководитель ШСП предварительно встретилась с каждым предполагаемым обидчиком и выслушала их точку зрения. Ведущие предложили также и одноклассникам (обидчикам) с их законными представителями принять участие в программе «Круг решения проблем».
Встреча состоялась в назначенное время. Ведущий программы дал участникам возможность высказать свое личное мнение по поводу данной конфликтной ситуации, обсудить причины произошедшего, а также возможные пути разрешения конфликта. В итоге все конфликтующие стороны приняли на себя ответственность за произошедшее и выработали совместное решение по устранению конфликта и налаживанию дальнейших взаимоотношений чтобы исключить повторение произошедшего.
В данном случае программа примирения «Круг решения проблем» оказалась эффективным средством разрешения конфликта, восстановления приятельских отношений между одноклассниками.
Да, весьма часто в школах происходит большое количество различных конфликтных ситуаций. Это и неудивительно. Проводя большую часть дня в школе, подростки проживают в ней различные жизненные ситуации, проходят периоды взросления и становления характера. Они не умеют самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Часто межличностные конфликты становятся важнее учёбы. Группа подростков с руководителем – взрослым, подготовленная для проведения примирительных программ между конфликтующими сторонами, на основе восстановительного подхода образовала школьную службу, которая вписалась в школьную систему, целью которой является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Школьная служба примирения – это технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей – медиаторов.
В образовательных учреждениях Березовского района действуют 6 школьных служб примирения, в которую входит 8 взрослых и 6 учащихся – ведущих восстановительных программ, а также 49 участников школьных служб примирения. За 2016 учебный год проведено сорок четыре восстановительные программы, которые завершились примирением сторон. С положительным результатом для несовершеннолетнего правонарушителя/обидчика семь программ (жертва отказалась). В этом случае несовершеннолетние правонарушители осознали личную ответственность за свои действия и выразили желание принести извинения потерпевшей стороне. И в двух случаях с отсутствием результата. И такое имеет место быть. Проведение программ примирения требует больших сил и времени, так как работа ведется с несколькими сторонами конфликта и предполагает серию встреч (не менее четырёх на 1 случай).
Для подростков сама деятельность в качестве медиаторов и ведущих примирительных программ является социализирующим фактором. Ведущие программы, оказываясь в активной позиции, учатся видеть конфликт с разных сторон, строить во время работы сложную коммуникацию между людьми с различными точками зрения. В результате подростки получают возможность самореализоваться в новом для себя качестве, и развить способности, необходимые в дальнейшем практически в любой современной профессиональной деятельности. Ведь наша задача, выпустить социально подготовленных, адаптированных и самостоятельных людей, способных работать в команде, ориентированных на успех в обществе.
Поэтому школьные службы примирения получили признание в качестве эффектной модели профилактики правонарушений и преступлений.
Деятельность школьных служб примирения координирует Муниципальная служба примирения.
Уважаемые учащиеся, родители, педагоги! Если у вас возникла конфликтная ситуация и вы не знаете, как поступить правильно? Обращайтесь в ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ!

Категория: Новости МСП