Июнь 01 2016

Специалистами Муниципальной службы примирения (МСП) в начале 2016 года проведено четыре восстановительные программы с положительным результатом для несовершеннолетних правонарушителей. В двух случаях состоялась примирительная встреча, стороны урегулировали ситуацию, составили примирительный договор. Несовершеннолетние в ходе программы осознали последствия проступков, увидели свои действия с другой стороны, загладили причинённый ущерб и признали вину перед потерпевшими. В двух случаях потерпевшая сторона отказалась от участия в примирительной встрече, но восстановительная программа и в этих случаях имела положительный результат для несовершеннолетнего правонарушителя (обидчика). Почему?

Основная цель МСП - содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных, криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода. Деятельность МСП строится на принципах добровольности, конфиденциальности, нейтральности. В качестве важнейшего результата посреднической деятельности специалиста службы примирения рассматриваются такие действия оступившегося несовершеннолетнего, как извинение, стремление искренне загладить причиненный вред. Словом, действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.
В последних двух случаях, несовершеннолетние правонарушители также осознали ответственность за свои действия и выразили желание участвовать в программе примирения.
В основном клиентами муниципальной службы примирения являются подростки, уголовное дело которых передано в суд, и подростки, чье уголовное дело прекращено, в связи с не достижением возраста уголовной ответственности.
Подросток, совершивший правонарушение, часто подвергается осуждению со стороны своего социального окружения. К нему начинают относиться как к преступнику, которого нужно наказывать, вместо того, чтобы совместно с ним решать его проблему, заставить задумываться об изменении сложившейся ситуации. Конечно, подросток должен нести ответственность за совершенное правонарушение перед собой, своим ближайшим окружением, людьми, которые пострадали от его проступка. Но ответственность не исчерпывается только наказанием, назначенным административными органами. Важно, чтобы подросток, осознав содеянное, захотел бы загладить причинённый вред и восстановить разрушенную его проступком ситуацию.
Поэтому к работе с несовершеннолетним привлекается его ближайшее социальное окружение: родители, одноклассники, друзья, педагоги.
В таком случае определяющим фактором успешной работы с оступившимися несовершеннолетними является качественно организованное межведомственное взаимодействие, своевременность поступления информации в службу примирения для организации восстановительных программ и индивидуальный подход в работе с подростком. Кстати, подобную деятельность осуществляют и школьные службы примирения. Восстановительные технологии являются одним из способов разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают в школе.
Как работают специалисты службы примирения?
На подготовительном этапе, получив информацию о случае, специалист определяет, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ, и выясняет, на какой стадии официального разбирательства находится дело. Затем организуются предварительные встречи со сторонами конфликта, чтобы прояснить позицию каждой стороны. Важно выяснить и обсудить предложения обеих сторон конфликта, рассмотреть последствия разных вариантов решения, тем самым подготовить стороны к участию в примирительной встрече. Затем происходит сама медиация, на которой стороны пытаются разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию.
Работая с подростками, попавшими в орбиту уголовного процесса, специалист службы примирения стремится к тому, чтобы в судебной практике стала возможной реализация восстановительного способа реагирования на преступление. Чтобы к моменту принятия судебного решения восстановительные программы были проведены. Участие в восстановительной программе на досудебном уровне ставит несовершеннолетнего в другой режим понимания содеянного. Вынося решение о виновности несовершеннолетнего, у судьи появляется возможность учесть в своём решении поведение подростка после преступления, результаты примирительной процедуры. Например, подписание договора о разрешении конфликтной ситуации с потерпевшим.
И такие случаи в практике Берёзовского суда имеются. Благодаря оперативной работе специалистов системы профилактики, ответственному отношению подростков и родителей к произошедшему, меры наказания подростков не оказались слишком жесткими.
Оттого, насколько тесно выстраивается взаимодействие между всеми субъектами профилактики зависит уровень понимания и осознания подростком собственных действий и их последствий.

Категория: Новости МСП

Новое на сайте

19 сентября 2019 г. О проектном семинаре: ресурсная образовательная площадка, объединяющая педагогов, психологов, социальных работников, методистов, цель которой – проектирование моделей тьюторского сопровождения...
Минпросвещения России информирует, что в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской...
Августовская конференция - 2019. Фоторепортаж.
Минпросвещения РФ 15.08.2019 г. направило проекты профессиональных стандартов «Педагог дошкольного образования» и «Педагог начального общего, основного общего, среднего общего образования» для...
Департамент развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения Российской Федерации направляет проекты профессиональных стандартов «Педагог дошкольного...