Июнь 14 2012

Итоги круглого стола

Итоги круглого стола - Итоги круглого стола
Итоги первого года введения ФГОС НОО в ОУ Берёзовского муниципального района были подведены 09.06.2012 г. на заседании, которое прошло в форме круглого стола по теме: «Итоги и проблемы введения ФГОС: Начальное общее образование». 
В работе круглого стола приняли участие 20 человек: руководители ОУ, заместители директоров общеобразовательных учреждений, курирующие вопросы введения ФГОС, специалисты управления образования, методисты, педагоги-психологи.

Круглый стол по проблемам введения ФГОС был проведен методистом Берёзовского ИМЦ В.М. Дурмашевой.
Цель проведения – определить достижения в работе ОУ по введению ФГОС, выявить круг проблем, требующих решения при введении ФГОС.
В начале круглого стола было обозначено проблемное поле с представлением результатов комплексной диагностической работы в 1-х классах Берёзовского муниципального района. Базового уровня подготовки достигли 93% первоклассников (оставшиеся дети получили консультацию на ПМПК), БП уровня – 30% выполнявших работу. Наибольшие затруднения вызвали задания на проверяемые умения:
дать ответ в виде комментария по прочитанному тексту или в виде формы речевого этикета,
читать информацию, представленную в виде схемы, приводить свои примеры объектов,
строить речевое высказывание в письменной форме,
конструировать, моделировать,
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
Для проведения всестороннего анализа представленной к обсуждению темы участники круглого стола были распределены по четырем проблемным группам.
Первая группа работала по теме: «Нормативно-правовая база введения ФГОС. Разработанность режимных моментов при введении ФГОС». Вторая рассматривала различные УМК и оценивала разработанность методических рекомендаций к УМК с учетом требований ФГОС. Третья группа рассматривала вопрос изменений в методике преподавания, методического сопровождения введения ФГОС, разработанность критериев оценивания уроков, представляла и анализировала аспектные анализы уроков, экспертные карты.
Члены четвертой группы (Старцева Е.Н., заместитель начальника управления образования, Лашова В.А., директор Берёзовского ИМЦ, Злыгостева А.Г., методист Берёзовского ИМЦ) выступали в роли аналитиков – оценивали работу трех проблемных групп по следующим критериям:
- достижения,
- проблемы,
- перспективы.
В течение отведенного времени участники круглого стола обсуждали предложенные темы, делились наработками, анализировали опыт введения ФГОС в различных общеобразовательных учреждениях.
После обсуждения в группах спикеры озвучили выводы, к которым удалось прийти во время работы групп.
Общие итоги подвели члены аналитической группы.
По работе первой группы «Нормативно-правовая база введения ФГОС. Разработанность режимных моментов при введении ФГОС» были отмечены:
• Достижения:
- в школах разработана достаточная нормативно-правовая база по введению ФГОС, которая распределена по 4 уровням: федеральный, региональный, муниципальный, школьный. База постоянно пополняется, положения корректируются в связи с изменениями и дополнениями ФГОС;
- разработаны модели внеурочной деятельности учащихся (модель дополнительного образования – 70%, оптимизационная – 30%);
- в некоторых школах производятся стимулирующие выплаты педагогам, задействованных в организации внеурочной деятельности, оплата производится за счёт кружковой работы;
- администрацией общеобразовательных учреждений организован внутришкольный контроль по проблемам введения ФГОС.
• Проблемы:
- отсутствие нормативно разработанных документов (в зависимости от часов) дополнительной оплаты педагогам за ведение внеурочной деятельности,
- отсутствие достаточной материально-технической базы для реализации ФГОС;
- не достаточно разработана система оценки планируемых результатов учащихся;
- перенос во внеурочную деятельность учебных мтодов и способов работы;
- не проводится обучение узких специалистов в соответствии с требованиями ФГОС (педагог-психолог, социальный педагог).
• Перспективы (задачи):
- Внести необходимые коррективы в ООП НОО;
- Анализ и контроль использования средств на оплату внеурочной деятельности при введении ФГОС;
- Выделение дополнительных финансовых средств для пополнения МТБ, обучения педагогов, реализацию внеурочной деятельности;
- дальнейшее освоение реализации внеурочной образовательной деятельности через различные технологии.
По работе второй группы «Различные УМК, разработанность методических рекомендаций к УМК с учетом ФГОС» были отмечены:
• Достижения:
- В школах проведен анализ УМК на предмет их соответствия основным требованиям ФГОС. Установлено, что в каждом УМК (используемые «Школа России» и «Школа 2100») разработаны системы универсальных учебных действий, которым должен обладать учащийся в соответствии с ФГОС;
- осуществляется методическое сопровождение педагогов через ПДС «Стандарты».
• Проблемы:
- нет полного анализа всех УМК, в школах рассмотрены только те УМК, по которым ведется работа в данном учреждении, таким образом, отсутствует полная картина представленности требований ФГОС в разных УМК;
- нет возможностей использования электронных пособий, так как отсутствует техническая возможность их использования (нет мультимедийных установок, интерактивных досок), первые учебные пособия не были оснащены электронными приложениями;
- недостаточное количество методических рекомендаций, разработанных с учетом ФГОС (поурочных разработок) у учителей;
- не всегда имеющиеся учебник и методические рекомендации разработаны одним и тем же автором;
- формализация системно-деятельностного подхода и оценки качества образовательных достижений младших школьников
(трудно перестроиться учителю, учебная программа осмысляется параллельно с обучением);
- приобретение рабочих тетрадей по предметам за счёт родителей.
• Перспективы:
- подготовка педагогов к работе с метапредметными результатами;
- качественная подготовка материалов для итоговых комплексных работ;
- подготовка учителей к работе с мониторинговым обследованием детей;
- выбор УМК, соответствующих ФГОС, заказ методической литературы вместе с учебниками.
По работе третьей группы «Изменения в методике преподавания с учетом ФГОС НОО. Методическое сопровождение введения ФГОС. Аспектные анализы уроков, экспертные карты, разработанность в ОУ критериев оценивания уроков с позиций ФГОС» были отмечены:
• Достижения:
- в школах спланирована методическая работа с учетом введения ФГОС;
- определена школа Берёзовская СОШ №2 – опорная площадка по введению ФГОС;
- педагоги в основе своей работы используют деятельностный подход, современные образовательные технологи;
- в некоторых школах конкретизированы и доработаны экспертные карты уроков с учетом требований ФГОС;
- начата работа по аспектному анализу с учетом ФГОС посещаемых уроков.
• Проблемы:
- недостаточная разработанность методических рекомендаций по организации оценочной деятельности,
- необходимость разработки единой карты анализа уроков в районе для выявления и коррекции общих проблем;
- недостаточное психолого-педагогическое сопровождение ФГОС.
• Перспективы:
- дальнейшее методическое сопровождение введения ФГОС,
- разработка единой карты анализа урока с учетом требований ФГОС;
- разработка единичного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС»;
- разработка методических рекомендаций по системе оценки образовательных достижений младших школьников;
- дальнейшее освоение системно-деятельностного подхода, ориентированного на формирование у младших школьников УУД;
- освоение инструментария и технологии проведения педагогической диагностики, позволяющей отслеживать динамику становления УУД (методов самооценки, портфолио, др.);
- освоение современных методов оценки образовательных достижений школьников.
Таким образом, несмотря на отмеченные трудности, Березовский муниципальный район уверенно идёт по пути реализации стандарта начального общего образования и готовится к дальнейшему этапу – введению в 2015 г. нового стандарта общего образования.

Категория: Новости