Дек 13 2017

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов "Современный урок" проводился с целью выявления перспективных инновационных образовательных педагогических инициатив; поддержания инновационной деятельности педагогов, ориентированной на личностную, творческую и профессиональную самореализацию через использование мультимедиа технологий и технологий открытого образования в образовательном процессе. Предметом Конкурса являются урок, учебное занятие, непосредственно образовательная деятельность (НОД) в детском саду, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта, построенные на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих качество образовательного результата.

Статистика конкурса
Всего участников конкурса: 21 педагог из 10 ОО района (МБОУ «Березовская СОШ №2 – 6 чел., Заборьинский филиал – 2 чел, МБОУ «Кляповская ООШ» - 1 чел., МБОУ «Переборская ООШ» - 1 чел.. МБОУ «Асовская ООШ» - 1 чел., МБОУ «Дубовская ООШ» - СП «Дубовской детский сад» - 1 чел., МБДОУ «ЦРР – ДС №5» - 4 чел, МБОУ ДО «ЦДТ» - 2 чел, МБДОУ «Березовский ДС №4 – 2 чел., МБОУ ДО «ДШИ» - 1 чел.).
Участники по номинациям:
Сюжетно-ролевая игра в НОД» (дошкольное образование) – 3 чел.
«Урок/учебное занятие – исследование» - 7 чел.
«Коррекционно-развивающее учебное занятие в классе/группе для детей с ОВЗ» - 3 чел.
«Реализация принципа индивидуализации на уроке/учебном занятии» - 6 чел.
«Урок/учебное занятие нравственности» - 2 чел.

Уважаемые коллеги! Перед тем как огласить результаты муниципального конкурса «Современный урок-2017», прошу вас внимательно прочесть выдержки из размышлений Андрея Викторовича Хуторского, доктора педагогических наук, члена-корреспондент РАО, директора Института образования человека, г. Москва:
«Современный урок – это урок, соответствующий времени. Под временем я понимаю состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также состояние самого человека, прежде всего, главных героев урока – ученика и учителя.
Таким образом, современный учитель находится между двух огней – с одной стороны, от него требуют не всегда вразумительных действий и результатов, с другой, он видит, что ученики хотели и могли бы на уроках достигать лучшего, более полезного для их жизни, да и для общества в целом.
Как решать эти противоречия с помощью урока? И возможно ли это? Считаю, что возможно. Для этого необходимо опираться на такие ориентиры, которые позволят учителю реализовать ученический образовательный потенциал, подготовить их к успешной жизни в нынешнем обществе и одновременно соблюсти внешне задаваемые требования.
Предлагаю семь критериев современного урока, служащих ориентирами для современного учителя. Эти критерии вытекают из принципа человекосообразности образования, который лежит в основе нашей научной школы, а также из инноваций, разработанных и реализованных нами за последние годы.
7 ГЛАВНЫХ КРИТЕРИЕВ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1. Это урок самореализации ученика
Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан.
2. Это урок открытия нового
Новое – это не новая информация о чём-то. Внешне новому всегда соответствует внутренне новое. На современном уроке должно происходить приращение ученика – как внешнее, так и внутреннее. Внешне это может быть его новое стихотворение или новый способ решения задачи, а внутренне – освоенные способы стихосложения или решения задач.
3. Это урок создания образовательной продукции
Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле». К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. Так дайте им возможность создавать образовательную продукцию на уроке! Это можно сделать на любом учебном предмете, в любой изучаемой теме. А когда ученик создал, например, свою таблицу сложения чисел, то и он с удовольствием познакомится с аналогичной таблицей Пифагора, тем самым, освоит и требования стандартов.
4. Это урок развития компетентностей
Урок должен быть таким, чтобы ученики стали компетентными деятелями в изучаемых областях, имели опыт получения актуального результата. В каждом учебном предмете реально или потенциально содержатся ключевые и предметные компетенции – то есть нормы, освоение которых позволяет стать успешным в заданных областях. Например, компетенции путешественника предполагают, что ученик, изучая географию, понимает, зачем, где и для чего ему нужно побывать, знает, что включает в себя план путешествия, умеет ориентироваться в пространстве города или природы, владеет способами применения различных типов карт, имеет опыт путешествий, личностное отношение к ним.
5. Это урок коммуникаций - очных или дистантных
Современный урок не может оставаться монологичным, когда учитель говорит, а ученики повторяют сказанное. Сегодняшний мир другой. Диалог, полилог, работа в группах, совместные проекты – это то, что требуется нынешнему ученику уже в школе, а не только в его будущей профессии. Очные или сетевые коммуникации окружают сегодня каждого. Если мы хотим помочь ученику быть успешным в современном мире, мы не можем исключить из урока задачу обучения коммуникациям.
6. Это метапредметный урок
«Мета» – означает «стоящее за». За каждым учебным предметом, темой, фундаментальным образовательным объектом – находятся его первоосновы. Это могут быть понятия числа или знака, проблемы происхождения мира или человека, пропорции или закономерности типа «золотого сечения», принципы, например, тождественности микро и макрокосма. Изучая предметное, всегда нужно дать ученикам заглянуть дальше, направить их познание к первосмыслам.
7. Это урок социального учёта
Учителю, да и ученику приходится жить не только по своим желаниям и возможностям. Необходим учёт внешних требований, настроений, «духа времени». Нужно учить детей сопрягать свою миссию с внешними обстоятельствами, не теряя при этом своего смысла и целей.
На первый взгляд может показаться, что затруднительно применять все семь критериев к каждому уроку. Действительно, невозможно чисто механически заниматься 5 минут самореализацией ученика, следующие 5 минут – открытием нового и т.д. Речь идёт о целостной системе критериев. Для отработки каждого из них необходимы время и усилия, выходящие за рамки одного урока. Освоение названных критериев - профессиональная мировоззренческая задача учителя, которая не решается одномоментно, но служит основанием для построения СИСТЕМЫ УРОКОВ. И если учитель пережил, принял и научился реализовывать каждый из указанных критериев, он будет способен реализовывать их в комплексе, причём не только за время одного урока, но и в любые 10 минут своей профессиональной деятельности». Это урок самореализации ученика, открытия нового,
А теперь можно и о результатах.
Номинация «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ»
Педагогам дошкольных образовательных учреждений представилась возможность проявить свое мастерство, а также повысить профессиональную компетентность в номинации «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном образовательном учреждении».
Наверное, каждый дошкольник желает стать взрослым. И это желание они с большим удовольствием реализуют в сюжетно-ролевых играх. Превращаясь в повара или кассира, аниматора или Деда Мороза, дети «примеряют» на себя роли, тем самым развивая в себе необходимые личностные качества. Именно поэтому одной из номинаций конкурса была выбрана сюжетно-ролевая игра в дошкольном образовательном учреждении.
Конкурс проведен в целях развития инициативы и творчества педагогов по созданию развивающей предметно-пространственной среды и развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста. В номинации приняли участие 3 педагога: Н.В. Разутдинова, воспитатель МБОУ «Дубовская ООШ» структурное подразделение «Дубовской детский сад» - 2 младшая группа, сюжетно-ролевая игра «Куклы пришли в гости», Л.А. Малькова, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5» - подготовительная группа, сюжетно-ролевая игра «Детское кафе», Г.Ю. Ощепкова, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 5» - старшая группа, сюжетно-ролевая игра «Дом Деда Мороза».
По итогам конкурса жюри: Власова Т.А., главный специалист Управления образования, Попкова Л.Г., заместитель заведующего МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 5» и Дунина Н.М., воспитатель МБДОУ «Березовский детский сад № 4», определило победителей:
1 место – Ощепкова Галина Юрьевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №5»
2 место – Малькова Лариса Анатольевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №5»
Сертификат участника – Разутдинова Наталья Вячеславовна, воспитатель МБОУ «Дубовская ООШ» - СП «Дубовской детский сад»
Т.А. Власова, председатель жюри
Номинация «Реализация принципа индивидуализации»
В номинации участвовало 6 педагогов: Кочкина Н.Ю., занятие «Оказание первой доврачебной помощи», ЦДТ; Деменева Е.С., урок математики в 5 классе «Деление», Кляповская ООШ, Вилисова Т.А., НОД «Пиццу для игры делаем вместе», ЦРР-ДС №5; Шемелина А.Н., урок географии в 5 классе «Небесные тела», БСОШ №2; Гладких Л.А., занятие «Сказочные домик в стране Красильдии», ДШИ; Тимофеева О.В, урок математики в 5 классе «Доли. Обыкновенные дроби», Асовская ООШ.
Все занятия соответствовали требованиям ФГОС и были направлены на получение предметных, метапредметных и (или) личностных результатов. Этому способствовала организация занятий в деятельностном режиме и ориентация на индивидуализацию. В качестве средства индивидуализации использована технология «Индивидуальный образовательный маршрут на уроке», а также отдельные приемы индивидуализации. Педагоги предоставляли детям на занятиях выбор партнеров, ресурсов, способов деятельности, уровня сложности и оценки результатов. Встречалось преобразование цели, материала, создание учебного содержания. Большинство педагогов смогло занять позицию организатора, что способствовало активной самостоятельной деятельности обучающихся. Не на всех занятиях учащиеся смогли отрефлексировать деятельность и осознать достигнутый уровень образовательных результатов.
Педагоги активно применяли инновационные и продуктивные средства учебной деятельности: на одних занятиях детям было предложено реализовать индивидуальный образовательный маршрут, на других работа с кейсом, создание или работа по алгоритму, задания на структурирование материала. Цифровое оборудование использовалось как для демонстрации, так и в качестве средств по выбору для учащихся (презентации, фотографии, облако понятий, ресурсы Интернет).
Таким образом, с учетом всего выше изложенного, члены жюри в составе Любови Викторовны Терентьевой, директора, учителя химии и биологии МБОУ «Переборская ООШ», Людмилы Борисовны Писковий, заместителя директора по УВР МБОУ ДО «Центр детского творчества», Лены Айратовны Грачевой, учителя иностранного языка МБОУ «Кляповская ООШ», приняли решение:
2 место - Шемелина Александра Николаевна, учитель географии и биологии МБОУ «Березовская СОШ №2»
3 место - Кочкина Нина Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества»; Вилисова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №5».
Сертификаты участника – Деменева Екатерина Сергеевна, учитель математики МБОУ «Кляповская ООШ», Тимофеева Ольга Викторовна, учитель математики МБОУ «Асовская ООШ», Гладких Лариса Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Детская школа искусств».
Л.В. Терентьева, председатель жюри
Номинация «Коррекционно-развивающее УЗ»
В данную номинацию было заявлено 3 педагога: Тетюева Наталья Валентиновна, учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №5», с логопедическим занятием «Автоматизация звука [Ш]», Зиятдинова Алина Раифовна, учитель русского языка и литературы ФМБОУ «Березовская СОШ №2» Заборьинская ООШ, с уроком в 8 классе «Согласование имён прилагательных с существительными», Масленникова Марина Николаевна, учитель физической культуры МБОУ «Березовская СОШ №2», с занятием ЛФК для первоклассников. Члены жюри: Валентина Максимовна Дурмашева, методист МБОУ ДПО «Березовский ИМЦ», Елена Юрьевна Мельникова, заместитель директора по УВР МБОУ «Асовская ООШ», Вера Тимофеевна Берсенева, заместитель директора по УМР МБОУ «Сосновская ООШ», в первую очередь обращали внимание на наличие коррекционного потенциала занятия и его результативность: порционность подачи учебного материала, соблюдение охранительного режима, наличие корригирующих упражнений, опора на комплекс сохранных анализаторов, смена видов деятельности, учет индивидуального темпа и стиля учебной деятельности при подборе учебных заданий, обучение детей начальным рефлексивным умениям.
Итак, места в номинации распределились следующим образом:
1 место – Тетюева Наталья Валентиновна, учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №5»
2 место – Масленникова Марина Николаевна, учитель физической культуры МБОУ «Березовская СОШ №2»
3 место - Зиятдинова Алина Раифовна, учитель русского языка и литературы ФМБОУ «Березовская СОШ №2» Заборьинская ООШ
Номинация «Урок/занятие нравственности»:
Трудный выбор был у членов жюри этой номинации: из двух сильнейших участников нужно было выбрать победителя! Способен ли каждый педагог ставить и решать нравственные задачи? Вы скажете: «Должен быть способен!» Действительно, все неочевидно! Однако, в этом конкретном случае, было все очевидно: глубочайший профессионализм учителей в формировании нравственного мирововоззрения на уроке обществознания по теме «Мораль» в 10-м классе у Павла Анатольевича Власова, в формировании ценностно-смысловых установок средствами анализа художественного текста «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина: «Гений и злодейство – две вещи несовместные. Не правда ль?» в 7 классе у Людмилы Васильевны Лямзиной.
В первом случае: осознание важности моральных факторов в жизнедеятельности общества и личности, уяснение понятий «мораль», «нравственность», «нравы», «этика», умение уверенно пользоваться основными нравственными категориями и приводить примеры их проявления. Проявлению данных результатов способствовали интерактивные приемы «Пирамида», работа с видеотекстом, поиск и отбор информации в сети интернет, тест – сканирование с помощью ПО Plickers через индивидуальные QR-коды, практическая работа «10 заповедей 10 –го А».
На втором уроке семиклассники размышляли «по-взрослому». Вчитайтесь в основные термины и понятия: Культура и личность, музыкальность смысла, сюжетный и идейный смысл произведения, психологизм произведения, психология зависти («Зависть, доводящая до злодеяния»?! На чем держится зависть? Написать рецепт: «Каким образом нужно бороться с таким чувством как зависть?»), мотивация поступков, проблема выбора пути. У подростков развивались умения выделять художественную деталь, прослеживать живую нить диалога героев, стоить речевое высказывание, понимать и оценивать жизненные ценности, выдвигать гипотезы для решения проблем, предлагать собственную точку зрения, аргументировать. Это был урок, построенный на 7 ГЛАВНЫХ КРИТЕРИЯХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА!
По итогам подсчета баллов членами жюри:
1 место – Лямзина Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Березовская СОШ №2»
2 место – Власов Павел Анатольевич, учитель истории и обществознания МБОУ «Березовская СОШ №2»
В. М. Дурмашева, председатель жюри
Номинация «Урок/занятие-исследование»
Конкурсные испытания номинации «Урок/занятие-исследование» завершены. Урок-исследование в общей типологии уроков деятельностной направленности называют ещё уроком творчества. И действительно, все уроки и занятия нашей номинации отличает нестандартность и креативность, т.к. поле для исследования велико.
Что такое мука? Что произойдёт с мукой, если в неё добавить воду? Это исследование проводили самые маленькие участники конкурса – дети младшего дошкольного возраста (педагог Пирожкова Елена Сергеевна, МБДОУ «Берёзовский детский сад №4»).
Как прочитать письмо, написанное невидимыми чернилами? Над этим размышляли воспитанники старшей дошкольной группы (педагог Овчинникова Оксана Викторовна, МБДОУ «Берёзовский детский сад №4»).
Ученики 6 класса МБОУ «Берёзовская СОШ № 2» (педагог Ильясова Ольга Смагелевна) изучали составные семейного бюджета и думали над его эффективным расходованием.
«Подъёмный кран, водопроводный кран. Девичья коса, песчаная коса. Замок или замок?» Все ли одинаково звучащие слова называются омонимами? Данное исследование проводилось на уроке русского языка в 5 классе Переборской школы (педагог Терентьева Ольга Юрьевна).
Кочан капусты это плод или ягода? Данный вопрос интересовал учеников 6 класса МБОУ «Берёзовская СОШ № 2» (педагог Струнина Юлия Григорьевна).
На уроке окружающего мира в 4 классе Заборьинской школы ребята проводили исследование, поставив перед собой проблемный вопрос: Природное сообщество леса: что это?
Оказывается, исследовательские умения необходимы и юным модницам. На занятии объединения «Рукодельница» (ЦДТ, педагог Останина Надежда Александровна) девочки исследовали свойства материалов для оформления варежки.
Уроки показали, что детям интересно экспериментировать, самим строить предположения и проверять их. На уроке-исследовании нет готовых эталонов знания, столь характерных для стандартного урока. Такая ситуация инициирует начало движения к совместному постижению окружающей действительности.
Уроки состоялись, но ряд обозначившихся проблем остался. Не все педагоги до конца чётко представляют структуру урока-исследования. Занятия в школе показали, что у детей практически не формируются такие исследовательские умения как умение формулировать вопросы, развитие монологической речи. Остаются у учащихся затруднения с умением самостоятельно выдвигать гипотезы и соотносить полученные результаты с предположениями. Традиционно «западает» этап рефлексии и оценивания на уроке.
Однако дошкольники всё же удивили и порадовали! Темы, выбранные для исследования, по-настоящему вызвали интерес у воспитанников. А профессиональная компетентность воспитателей позволила быть им не трансляторами готового, единственно правильного знания, а консультантами и организаторами процесса обучения. Достойное представление своего опыта!
1 место - Пирожкова Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ Березовский детский сад №4»
2 место - Овчинникова Оксана Викторовна, воспитатель МБДОУ Березовский детский сад №4»
3 место - Миназиева Роза Фарварстиновна, учитель начальных классов ФМБОУ «Березовская СОШ №2» Заборьинская ООШ, Терентьева Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Переборская ООШ»
Сертификаты участника – Останина Надежда Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества», Струнина Юлия Григорьевна, учитель биологии МБОУ «Березовская СОШ №2», Ильясова Ольга Смагелевна, учитель экономики МБОУ «Березовская СОШ №2».
О.В. Зернина, председатель жюри
Поздравляем всех участников конкурса!
Успехов всем творчески работающим педагогам! С наступающим НОВЫМ ГОДОМ!

Валентина Дурмашева, организатор конкурса

Новое на сайте

Информационное письмо Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви о проведении...
Конкурс проводится с 10 октября по 20 ноября 2018 г.: с 10 по 30 октября 2018 г - подача заявок,  с 1 по 20 ноября 2018 г. - работа конкурсной комиссии.   Заявки в соответствии с формой, указанной в...
Уважаемые коллеги! 25 октября 2018 года ЧОУ ДПО «Академия родительского образования» проведёт семинар по теме: «Семейные клубы как форма самоорганизации родителей» (8 часов).  Основная цель семинара – выработать и согласовать условия для...
Уважаемые коллеги! 30 октября 2018 года ЧОУ ДПО «Академия родительского образования» проведёт семинар-практикум по теме: «Основы организации родительского образования в школе и в детском саду» (8...
Уважаемые коллеги! Согласно плану работы на октябрь 2018 года ЧОУ ДПО «Академия родительского образования» проводит следующие мероприятия в рамках проекта «Сохраним семью – сбережём Россию»:• 17...