Автор Тема: Сайт образовательного учреждения  (Прочитано 2475 раз)

Оффлайн admin

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 142
  • Карма: +2/-0
Сайт образовательного учреждения
« : 18 Сентябрь 2007, 08:48 »
Сайт школы, размещен ли он на внутреннем сервере школы или в Интернете, является важным звеном единого ин¬формационного пространства учебного заведения.
Web-сайт (Web-узел, веб-сайт) — группа Web-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем офор¬мления и взаимными гипертекстовыми ссылками.
Web-страница — документ в WWW («Всемирной паутине»), содержащий:
•  форматированный текст;
• мультимедийные объекты (графику, звук, видеоклипы);
• ссылки на другие Web-страницы или другие ресурсы Интернета;
• активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере клиента по заложенной в них программе.
Некоторые авторы выделяют семь основных типов Web-сайтов:
Сайты пропаганды (Advocacy site): используются для изменения общественного мнения или поддержания активности. Примерами являются сайты политических пар¬тий, сайты различных организаций и т. д.
Коммерческие сайты (Commercial site): сайты, содержащие рекламу и информацию о товарах для продажи; сайты служб заказа; сайты, занимающиеся продвижением бизнеса, производства, услуг и т. д.
Информационные сайты (Informational site): предла¬гают, как ясно из названия, информацию, статистику, списки, перечни, справочники и другую разнообразную информацию, как, например, сайт Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций http://www.informika.ru
Сайты развлечений (Entertainment site): предлагают музыку, игры, анекдоты, головоломки, а также новости и информацию об индустрии развлечений. Примерами мо¬гут быть сайты музыкальных групп и издателей, телеви¬зионных сетей или сайты новых фильмов.
Образовательные сайты (Educational site): если сайт зарубежный, то его адрес во Всемирной паутине оканчи¬вается на edu. Такие сайты представляют информацию об образовательных институтах или о школах. В эту группу входят сайты колледжей и университетов, сайты, предлагающие репетиторскую помощь, а также сайты дистанционного образования. Пример: сайт Московского государственного университета http://www.msu.ru
Сайты новостей (News site): предлагают информацию о событиях местного, регионального, национального и международного значения, могут быть связаны с печатной версией журнала, газеты или с телевизионной передачей. Это, например, сайты таких изданий, как Российская газета http://www.rg.ru/, Известия http://www.izvestia.ru/, сайты Интернета или кабельных сетей, например http://www.rbc.ru/
Персональные сайты (Personal site): визитная карточка, фотоальбомы и другая персональная информация конкретного человека.
К сожалению, в этой классификации не нашлось место школьным сайтам, которых в последнее время появляется все больше и больше. Видимо, они занимают промежуточное положение между другими сайтами, но в большей степени их можно отнести к образовательным сайтам.
Если в школе имеется локальная вычислительная сеть или интранет без выхода в Интернет, то школьный сайт можно разместить на отдельном компьютере. В этом случае сайт будет обслуживать внутренние потребности учебного заведения, и его структура и информационное наполнение будут отличаться от сайта, размещенного во всемирной сети. Это не означает, что сайт будет неполноценным, просто его содержание в большей степени будет интересно участникам образовательного процесса только данной школы. В этом случае появляется возможность больше места на сайте отводить внутренней жизни школы, как учебной, так и административной, но общие требования к структуре, оформлению и содержанию сайта няются.
В настоящее время существует несколько сотен только российских сайтов, не говоря уже об иностранных, которые позиционируют себя как относящиеся к системе образования. Большинство из них — сайты высшей шко¬лы. Среднее образование в российском Интернете представлено в основном Web-страницами школ, созданными чаще всего учащимися, т. е., как правило, непрофессиональными разработками. Причем большинство сайтов создается только потому, что «сайты есть у всех». Сейчас Web-сайт нужен иногда просто для престижа учебного заведения.
Такого рода сайты, как правило, ориентированы на внутреннего пользователя и на 80% содержат информацию, представляющую интерес для преподавательского состава и учащихся только данного учебного заведения (а также их родителей): новости, историю школы, визитную карточку школы, галерею учителей, каталог образовательных ссылок, учебные планы, справочную информацию (прием в школу и т. п.), сочинения, игры и тесты, школьный юмор, интернет-клубы, чат, рассказы, календарь школьника, доску объявлений и т. п.
На некоторых сайтах школ встречаются разделы, в которых можно найти образовательные ресурсы, созданные самой школой и даже элементы дистанционного образования. Однако таких ресурсов крайне мало, а их качество находится на низком уровне.
Важным для внешнего пользователя является наличие на сайтах материалов, непосредственно предназначенных для образования по школьной программе или дополнительных материалов к ней. Такие сайты встречаются крайне редко. Некоторые сайты средних учебных заведений являются, кроме того, средой для общения и обмена информацией между школой и учениками, школой и родителями» а также между самими школьниками. К сожалению, на страницах некоторых из них встречается много ненормативной и пограничной лексики, показывающий уровень развития и воспитания учащихся этих школ.
Мало на сайтах авторских материалов учителей, что говорит об отсутствии желания у ведущих преподавателей готовить материалы для Интернета, практически полном отсутствии законодательной базы в решении вопросов авторства, оплаты за такие публикации, кроме того, нехватке времени готовить серьезные публикации и много других причин.
Кроме того, некоторые сайты включают описание окружной системы образования, основные направления развития сферы образования в округе, образовательные программы, планы информатизации, материалы вышестоящих организаций и т. п., информацию об управлении образованием и его подразделениях, об окружном методическом центре, их адреса и телефоны.
Очень редко можно встретить раздел, касающийся методологических вопросов образования.
Какие еще разделы желательно размещать на школьных сайтах при их создании и развитии?
Раздел для родителей и учащихся. Это наиболее важный раздел сайта, оперативно реагирующий на все изменения в школьной жизни. Изменения в расписаниях, даты каникул и экскурсий, требования к учащимся и информация для родителей. Перечислять всё не имеет смысла, достаточно посмотреть уже существующие сайты других школ и взять (в смысле структуры и дизайна) наиболее интересные варианты.
Кроме того, на школьном сайте в обязательном порядке должны быть документы, определяющие социальные гарантии участников образовательного процесса (права ребенка, родителей, права учителя, администрации, законы и постановления об образовании и т. п.). Такие материалы практически отсутствуют на сайтах образовательных учреждений.
Раздел «Вопросы и ответы* («горячая линия» с администрацией учебного заведения) позволяет задавать родителям вопросы, касающиеся учебы их детей. При оперативной реакции на эти вопросы будут сняты многие острые моменты в отношениях между администрацией школы и родителями.
Новости и представление интересных событий в жизни школы, презентации учащихся, идей, проектов, творчества и т. д. тоже должны найти место на страницах сайта. Такая информация интересна не только учащимся и их родителям, но и выпускникам предыдущих лет, которые еще помнят себя в этой школе.
Сведения об информационном и учебно-методическом обеспечении могут быть интересны не только учителям данной школы, но и их коллегам из других школ.
Поскольку информационные и компьютерные технологии появились в школе и работают на образовательный процесс, их серьезное освещение должно найти место на сайте школы. Кроме того, оснащение школы компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, формирование единого информационного пространства школы будут интересны всем посетителям сайта.
Перечисленные разделы не предполагают обязательной стопроцентной полноты охвата информации, сайт должен наполняться постепенно по мере готовности мате¬риалов, а также после специальной подготовки материалов к размещению на сайте.
Вот по каким критериям предлагается производить отбор материалов:
• достоверность — авторство материалов, ссылка на источник;
• оперативность — упоминание события в «новостях» должно происходить в течение 2-3 дней, подробное описание в «основном разделе» должно появиться в течение 10-15 дней;
• доступность — публицистический стиль изложения, уместное использование профессиональной терминологии;
• объективность — отсутствие однобокости, полифония взглядов.
Основные материалы сайта должны быть такими, что¬бы они были интересны всем посетителям сайта. Узкие профессиональные проблемы следует обсуждать в закрытых разделах сайта или на специально организованных конференциях.
Навигация сайта должна быть сквозной, т. е. не должна заставлять посетителя предпринимать многоступенчатые походы по многочисленным страницам, чтобы перейти к другому разделу для поиска нужной информации. Карта сайта, поиск и перечень основных разделов должны быть доступны с любой страницы.
В учебном заведении должна быть создана специальная группа поддержки сайта из учителей и учеников, которые постоянно занимались бы сбором и сортировкой всей информации, которую предполагается разместить на сайте. Возглавлять такую группу должен или заместитель директора по информатизации образования, или, если такой имеется в школе, системный администратор.
С увеличением числа разделов и расширением охвата направлений деятельности, возможно выделение закрытых разделов сайта, обслуживающих профессиональные информационные потребности сотрудников школы — учителей, администрации, технических работников, охраны и т. п. Кроме распространения информации эти сайты могли бы существенно расширить существующую практику проведения виртуальных семинаров, «круглых столов», практических конференций, сделав их постоянно действующими и открытыми для пополнения новыми идеями и участниками дискуссии.
Как отмечают авторы различных пособий по созданию сайтов, формулировка цели его создания должна выглядеть так: «Чего мы хотим добиться с помощью этого сайта», а не так: «Мы хотели бы, чтобы на этом сайте было то-то и то-то».
Вот некоторые советы, которые дает Ю. Залега по созданию школьного сайта.
Зачастую сайт замыкается на ту организацию, где он создан, или на его автора. Такой сайт пестрит фотографиями директоров, информацией об истории организации (все это вполне уместно на странице «Наша история», но не на главной странице) или фоторепортажами о том, ка¬кие кружки, секции есть в том или ином учреждении.
Решите для себя, что вы хотите сказать. При этом по¬мните, что не вся информация, которая интересна вам, будет интересна другим пользователям.
Например, вы решили рассказать о своей школе. Это можно сделать так, что у вас появится много новых друзей и ваш сайт будет пользоваться большим успехом (если вы расскажете о традициях своей школы, опубликуете уникальные разработки своих учителей), уделите место досугу (предложите различные сценарии вечеров, балов, интересные темы для диспута, выступите организатором какого-либо сетевого проекта и т. д. и т. п.), не просто расскажете о достижениях своих учеников, но приведете примеры этих успехов (опубликуете стихи, рассказы, написанные вашими учениками, приведете исследователь¬ские работы, выступления своих ребят). Странички о вашей школе, несущие эту информацию, будут пользоваться большим успехом.
Критерием, по которому можно определить, хорошо ли организован ваш сайт, является то, насколько легко пользователи могут получить нужную информацию. При переходе по страницам сайта должно соблюдаться правило двух щелчков (т. е. нежелательно, чтобы посетителю вашего сайта приходилось переходить более чем по двум гиперссылкам, для того чтобы открыть необходимую страницу).
А вот как А. Бабий (NuclearNo.ru), рекомендует писать для Интернета.
Лаконично:
• сам материал не может быть большим. Максимум 5 килобайтов;
• небольшие предложения;
• небольшие абзацы.

Структурированно:
• небольшие главки по 5-6 абзацев. В начале введение, затем оглавление, потом собственно главки;
• отдельные главки (если их много или если они большие) размещать на отдельных страницах;
• использовать маркированные и нумерованные абзацы.
Концентрированно:
• каждый абзац посвящать выражению одной мысли. Что это за мысль, должно быть понятно из первой фразы. О чем статья, должно быть понятно из первой фразы статьи;
• каждую главку посвящать четко очерченной теме;
• из заголовка должно быть ясно видно, чему посвящена главка. То есть заголовок должен являться предельно краткой выдержкой из главки. Первое слово заголовка должно быть максимально информативным.
Объемно:
• можно и нужно использовать гиперссылки внутри текста статьи;
• можно и нужно использовать гиперссылки из текста на предыдущие материалы, материалы по теме и т. д.;
• можно и нужно сделать подборку ссылок на сайты, где содержится дополнительная информация.
Нейтрально:
• удалять превосходные степени и т. п. Это мешает по¬льзователю и раздражает его;
•  стараться не использовать иронию, каламбуры, подтекст и т. п.
Якоб Нильсен, признанный в мире специалист в области Интернета, считает, что существуют четыре основные причины, по которым пользователи на одни сайты возвра¬щаются, а на другие — нет. Эти четыре фактора — основа хорошего Web-дизайна, поскольку именно этого больше всего хотят пользователи. Они могут быть собраны воеди¬но с помощью аббревиатуры НОМЕ:
•  высокое качество содержания (High-quality content);
• частые обновления (Often update);
•  минимальное время загрузки (Minimal download time);
•  простота использования (Ease of use).
Если вы можете обеспечить эти четыре элемента, у вас будет хороший сайт.
Чтобы перейти от НОМЕ-дизайна к дизайну HOME-RUN, добавьте три дополнительных качества:
•  соответствие потребностям пользователя (Relevant to user's needs);
•  уникальность в Интернете (Unique to the online medium);
•  ориентированная на Интернет корпоративная культура (Net-centric corporate culture). Если обобщить информационное наполнение школь¬ных сайтов, то его следует представлять следующими блоками:
•  описание структуры школьного пространства, общие характеристики учебного заведения, его особенности, профиль и т. п.;
•  материалы, раскрывающие особенности данной школы: специальные программы, проекты;
•  нормативные документы, являющиеся ключевыми для организации школьной работы;
•  статистические данные и аналитические материалы, отражающие положение дел в данном учебном заведении;
•  материалы, отражающие научную и методическую деятельность педагогического состава, педагогические эксперименты, проводящиеся в учебном заведении;
•  персональные материалы дискуссионного, полемического характера;
• сведения о ходе информатизации и компьютеризации школы;
• базы данных по ученикам и учителям, классам, параллелям и т. п.;
•  информация по образовательным услугам, предоставляемым данной школой.
На школьных сайтах встречается много другой серьезной информации, которая может быть интересна всем посетителям сайта.
Ниже приведена возможная структура сайта образовательного учреждения.
Стартовая страница:
•  визитная карточка школы;
•  новости и представление интересных событий в жизни школы;
• учебные планы;
• описание структуры школьного пространства;
• общая характеристика учебного заведения, его профиль, материалы, раскрывающие особенности данной школы: специальные программы, проекты;
•  статистические данные и аналитические материалы, отражающие положение дел в данном учебном заведении;
• информация по образовательным услугам, предоставляемым данной школой;
•  базы данных по ученикам и учителям, классам, параллелям и т. п.;
•  администрация школы;
•  попечительский совет;
• сведения об информационном и учебно-методическом обеспечении школы;
•  описание оснащения школы компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, сведения о ходе информатизации и компьютеризации школы;
•  описание формирования единого информационного пространства школы.
«Начальники»:
работа начальной школы.
«Середнячки»:
работа средней школы.
«Старшины»:
работа старшей школы.
«Гостиница»:
•  музыкальная;
• педагогическая;
• детская;
•  творческая.
«Таланты и поклонники»:
•  презентации учащихся, идей, проектов, творчества и т. д.;
•   «Наши звездочки»;
•  информация о выпускниках школы.
«Ученики»:
•  календарь школьника;
•  изменения в расписаниях;
• даты каникул и экскурсий;
•  требования к учащимся;
•   «Виртуальный репетитор»;
•   «Готовимся к экзаменам»;
•   «Творческая мастерская учеников»;
•  тесты;
• школьный юмор;
•  сочинения;
•  игры;
•  рассказы.
«Учителя»:
•  материалы, отражающие научную и методическую деятельность педагогического состава, педагогические эксперименты, проводящиеся в учебном заведении;
•  галерея учителей;
•   «Творческая мастерская учителей»;
• авторские материалы учителей;
• персональные материалы дискуссионного, полемического характера.
«Родители»:
• справочная информация (прием в школу и т. п.);
• информация для родителей.
«Задайте вопрос»:
• директору;
• завучу;
•  заместителю директора;
• учителю;
• ученику.
Справки, объявления («Напомни мне...»):
• изменения в расписаниях;
• даты каникул и экскурсий;
• даты различных мероприятий;
• интернет-клуб.
Нормативные документы:
документы, определяющие социальные гарантии участников образовательного процесса (права ребенка, родителей, учителя, администрации, законы и постановления об образовании).
Чат.
«Наши координаты»:
• как с нами связаться;
•  как нас найти.
«Округ»:
• описание окружной системы образования;
•  основные направления развития сферы образования в округе;
• образовательные программы;
•  планы информатизации;
•  материалы вышестоящих организаций;
• информация об управлении образованием и его подразделениях, их адреса и телефоны;
• информация об окружном методическом центре, их адреса и телефоны.
Каталог образовательных ссылок.
Дальнейшее развитие сайта может быть связано с раз¬личными факторами: с возложением на сайт дополнительных функций, с появлением и оформлением новых оригинальных идей, с расширением круга посетителей (т. е. с успешным продвижением), с возможным участием в различных образовательных, в том числе международных, проектах.
«Стремительное возрастание роли Интернета в жизни современного общества и превращение его в средство массовой коммуникации заставляет по-новому отнестись к возможности использования всемирной сети в сфере обра¬зования», — говорится в концепции создания сайта одного из учебных округов.
Создание полноценного сайта образовательного учреждения требует усилий всего коллектива школы — и педагогов, и администрации, и, разумеется, учащихся, а не только отдельных энтузиастов-учителей. К сожалению, этого не понимают многие руководители образовательных учреждений, в результате в Интернете появляются Web-странички школ, которые трудно назвать сайтами.
Тем не мене, в сети Интернет имеется достаточно большое число сайтов общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий и т. п.), которые заслуживают внимания, но на которых подробно останавливаться не позволяет объем книги. Некоторые ссылки приведены в главе «Полезные адреса Интернета».

[1] Статья из книги Б.П. Сайкова «Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство».

 

Rambler's Top100